РБК интервью: ОБО Беттерманн о локализации производства

15 сентября 2025

Как сегодня развивается отечественное производство - рассказал генеральный директор ОБО Беттерманн Борис Викторович Лохман в интервью на сайте РБК.

Рынок электротехнического оборудования постоянно меняется — часть производителей покинули рынок, появилось много участников из стран Юго-Восточной Азии. Как изменилась ваша рыночная позиция с учётом изменений последних лет?

 За 2022–2025 годы, после ухода иностранных игроков, мы не только сохранили своё присутствие, но и значительно укрепили позиции. Масштабные планы по локализации ассортимента реализованы более чем на 60%. Сегодня мы предлагаем рынку более 4500 артикулов востребованного в России ассортимента, в четырех товарных группах: кабеленесущие системы, системы молниезащиты и заземления, крепёжные и монтажные решения, огнестойкие системы. Уровень локализации по основному ассортименту превышает 98,5%.

Наша стратегия строится на принципах адаптации: рынок меняется, и мы меняемся вместе с ним, но без потери качества и надёжности. Мы твёрдо верим в старый принцип: выживает не самый большой или сильный, а тот, кто быстрее и эффективнее всех адаптируется. Наша локализация — это и есть наш ответ на изменения, которые позволяют нам не просто соответствовать текущим реалиям рынка, а уверенно развиваться.

Локализация производства — важное направление. ОБО участвует в программе импортозамещения?

Локализация — это не точка, а перестройка всей экосистемы, где каждый элемент должен быть выверен и синхронизирован. Мы продолжаем наращивать производственные мощности, развиваем инженерные компетенции и ведём диалог с профильными организациями, в том числе Минпромторгом. Продукция ОБО соответствует всем необходимым стандартам, локализация проходит поэтапно — это требует времени, но даёт стабильный результат. Спрос сместился в сторону крупных инфраструктурных проектов, где критически важны надёжность и соответствие современным нормам. Мы видим рост интереса со стороны государственных и частных промышленных предприятий различных отраслей.

В последние годы изменилось не только распределение производителей в отрасли. Значительные изменения претерпел и рынок труда. Есть какие-то сложные кадровые задачи или секреты привлечения профессионалов в 2025 году? 

Мы не просто привлекаем новых сотрудников, наша основная задача — дать возможность для развития и заинтересовать имеющийся персонал. Например, мы внедрили программу обучения на производстве: сотрудник совершенствует имеющиеся навыки и осваивает смежные направления. Это даёт гибкость в карьерном развитии.

Мы не просто привлекаем новых сотрудников, наша основная задача — дать возможность для развития и заинтересовать имеющийся персонал. Например, мы внедрили программу обучения на производстве: сотрудник совершенствует имеющиеся навыки и осваивает смежные направления. Это даёт гибкость в карьерном развитии.

В 2025 году мы активно решаем задачи по привлечению инженерно-технического персонала и специалистов в области продаж. Для сотрудников создали программы обучения по продукту и профессиональным навыкам. ОБО предоставляет возможность опытным работникам пробовать себя на новых задачах и проектах внутри компании. Мы открыты для соискателей и готовы предложить привлекательные условия для профессионального роста.

Как строится работа с дистрибьюторами на фоне роста количества производителей и усиления конкуренции?

Партнёрство с дистрибьюторами остаётся важным направлением нашей работы. Наш сегмент действительно высококонкурентен: наряду с известными производителями активны новые игроки, особенно из Юго-Восточной Азии. Зачастую, они предлагают продукцию дешевле российской, однако её качество не отвечает требованиям заказчиков.

Важно отметить, что с импортными системными решениями связаны объективные риски — например, несоответствие заявленной марки стали снижает нагрузочную способность кабеленесущих систем на 30-40% и сокращает срок службы. Для многих покупателей это критически важно. Обычно клиенты не имеют оборудования для проверки таких параметров.

Своим ключевым приоритетом ОБО видит создание технических решений позволяющих удовлетворить потребность конечного потребителя, поэтому, помимо дистрибьюторов, мы выстраиваем свою работу и взаимодействие непосредственно с конечным потребителем в лице заказчиков проекта, инженеров проектных и строительно-монтажных организаций. ВВ своей работе мы делаем ставку не только на стоимость, но и на бескомпромиссное качество и экспертную инженерную поддержку. Инженерный центр ОБО оказывает техническую поддержку на всех этапах реализации проекта, адаптирует решения под спецтребования заказчика, интегрирует системы в действующие коммуникации и разрабатывает комплексные проекты.

Нашим клиентам и партнёрам важны стабильность поставок и наша экспертиза — там, где на первом месте долговечность и безопасность, выбор делается в пользу проверенных решений. Это позволяет укреплять доверие рынка через качество поддержки, а не маркетинговые обещания.

Каковы ключевые стратегические инициативы ОБО в 2025 году и планы на 2026 год?

Главная цель — завершить локализацию базового ассортимента. Могу сказать, что на конец первого полугодия в разработке на разных этапах находилось более 1000 продуктов с уровнем локализации более 80%. Это очень высокий показатель для производственного предприятия, у которого локализация связана с большим количеством технологических процессов — от конструкторских разработок и создания штампов, пресс-форм и отладкой производственного оборудования, до контроля качества и сертификации.

Параллельно мы внедряем новые информационные системы для управления производством и логистикой. К 2026 году планируем: закрепить результаты по локализации, оптимизировать ассортимент под запросы рынка, усилить digital-инструменты для работы с клиентами и партнёрами.

Управление такими масштабными изменениями одновременно — сложная задача.

Мы последовательно развиваемся в нескольких ключевых направления — производство, продажи, ИТ, кадры. Все это требует высокой координации и фокусировки. Мы не пытаемся сделать все и сразу, а двигаемся поэтапно: развиваем производство, повышаем эффективность, усиливаем экспертизу, автоматизируем ключевые процессы, инвестируем в развитие ключевых направлений. Важно, чтобы каждый сотрудник видел свою роль в общем деле. Тогда даже масштабные изменения становятся управляемыми.

На 2026 год планируется консолидация достигнутых результатов по локализации, полный запуск новых ИТ-процессов и дальнейшая оптимизация ассортимента на основе рыночного спроса.


ИСТОЧНИК

РБК интервью: ОБО Беттерманн о локализации производства